Ядерное и термоядерное оружие СССР 1949-1990 годы, Том II

Состав измерительного оборудования, которое спускалось во вспомогательную скважину #1350-3-А, идентичен составу измерительной подвески, спущенной в скважину UI9AX #2. Спускная колонна - фиберглассовая труба, диаметром 89 мм, поставляемая американской стороной, технология монтажа и спуска практически не отличается от технологии, отработанной совместно на Невадском полигоне. Наиболее существенным отличием являлось использование спускного агрегата А-50 с одним уровнем работ. Этот агрегат не предусматривает разделения зоны свинчивания труб с зоной монтажа измерительного оборудования, что приводило к увеличению общего времени монтажа и спуска из-за невозможности параллельного проведения работ. Во всем остальном регламент монтажа и спуска на вспомогательной скважине # 1350-3-А соответствовал регламенту работ на скважине UI9AX #2.

Монтаж и спуск подвески в измерительную скважину # 1350-И осуществлялся при помощи агрегата А-50 методом последовательного наращивания стальных бурильных труб диаметром 89 мм (спускной колонны). В состав подвески входили два плотномера, расположенные на концах зоны гидродинамических измерений, и кабели-датчики МИЗ. Крепление элементов подвески выполнено по обычной технологии, принятой на Семипалатинском полигоне.

 



Конструкция забивочного комплекса основной скважины #1350-Б разработана согласно принятой на Семипалатинском полигоне технологии.

Забивочный комплекс включал следующие элементы:

  • участок из осадка ЖРК (железорудного концентрата) в интервале 500...651 м;
  • участок щебеночной засыпки в интервале 300...500 м;
  • цементную пробку в интервале 285...300 м;
  • участок щебеночной засыпки в интервале 200...285 м;
  • цементную пробку в интервале 170...200 м;
  • участок щебеночной засыпки в интервале 50... 170 м;
  • цементную пробку в интервале 35...50 м;
  • участок щебеночной засыпки в интервале 10...35 м;
  • цементную пробку в интервале 0... 10 м.

Спускная колонна для основной скважины состояла из стальных труб диаметром 168 мм (на участке 0...305,4 м) и диаметром 89 м на участке 305,4...640 м) с центраторами диаметром 860 мм. Планируемое значение плотности осадка ЖРК - 3,0 г/см3 ±10%. Максимальная величина температуры в цементных пробках составляла +48°. Для охлаждения была применена принудительная циркуляция воды. Максимальная нагрузка на спускную колонну, зафиксированная после возведения цементной пробки в интервале 285...300 м, составила 95 тонн. После принудительного разгружения нагрузка сведена до нуля. Спускная колонна на участке 0...300 м заполнена цементным раствором после забойки ствола.

Забивочный комплекс вспомогательной скважины #1350-3-А разработан сторонами с учетом требований Приложения #20 "Соглашения между СССР и США...". Конструкция забойки состояла из двух участков: утяжеленного цементного раствора (УЦР) в интервале 535...680 м; цементного раствора в интервале 0...535 м.

Спускная колонна для вспомогательной скважины состояла из перфорированных фи-берглассовых труб диаметром 89 мм с пятью центраторами, диаметром 280 мм, расположенными в зоне гидродинамических измерений. На конце спускной колонны (забой скважины) был смонтирован стальной наконечник (утяжелитель) с полым внутренним каналом. Закачка раствора производилась в четыре этапа при помощи цементировочных ниппельных бурильных труб диаметром 48 мм, спускаемых в колонну из фиберглассовых труб. Фиберглассовые трубы и цементировочный состав поставила американская сторона.

Рецептура УЦР и технология его закачки разработаны специалистами США. Забойка осуществлялась при помощи оборудования советской стороны.

Компоненты УЦР представлены советской стороной.


Планируемая плотность УЦР - 2,7 г/см3 ± 10%. Максимальная температура забойки составила +28°С, принудительного охлаждения не производилось.

Забивочный комплекс измерительной скважины # 1350-И состоял из следующих элементов:

  • участок забойки из стальной сечки крупностью 3 мм в интервале 600...670 м;
  • участок щебеночной засыпки в интервале 200...600 м;
  • цементный мост в интервале 0... 200 м.

Спускная колонна составлена из стальных труб диаметром 168 мм (на участке 0...200 м) и диаметром 89 мм (на участке 200...670 м), центраторы не применялись. Стальная сечка и щебень засыпались через свободное пространство ствола, цементный раствор закачивался при помощи цементировочного става диаметром 56 мм. Спускная колонна заполнена раствором после завершения забойки скважины.

Начиная с 7 сентября (Д-7), ежедневно проводились совместные контрольные циклы проверки аппаратуры. Генеральная репетиция была проведена 12 сентября.

При прогнозировании метеообстановки были разработаны: прогноз погоды к 18.00 местного времени в районе эксперимента накануне взрыва, прогноз погоды и параметров ветра по высотам 0, 500, 1000 и 1500 м за 1 час до взрыва. Дополнительно осуществлялись постоянные метеорологические и аэрологические наблюдения в районе эксперимента и окружающих пунктах; производился круглосуточный прием метеоинформации по радиоканалу и факсимильной связи из Алма-Атинского, Новосибирского, Ташкентского и Московского метеоцентров. Метеообстановка и прогноз погоды докладывались на совещаниях, проведенных перед ГР и экспериментом. Метеообстановка на момент проведения взрыва и на период после взрыва оценивалась как благоприятная.

Подземный ядерный взрыв в скважине #1350-Б был осуществлен 14 сентября 1988 г. При проведении эксперимента радиационная обстановка на всех рабочих площадках и в эпицентральной зоне была нормальной: все дозиметры фиксировали фоновые значения мощности дозы.

На Семипалатинском полигоне советский фургон СГ112А1 располагался на удалении 1,6 км (традиционном для испытаний на площадке Балапан) и находился на колесном шасси в транспортном положении. Трейлер "Корртекс" находился в 1 км от эпицентра взрыва (ожидаемые перегрузки на поверхности до 30 g) и был установлен на демпфирующих подставках из ячеистого алюминия. Фургон СГ-32, в котором размещалась аппаратура для исследования работы антиинтрузивного устройства, был установлен рядом с американским трейлером "Корртекс" на пенопластовых демпфирующих подставках.

При проведении взрыва вся аппаратура сработала нормально; первичные и телеметрические данные были получены обеими сторонами в полном объеме сразу после эксперимента. Трейлер "Корртекс" и фургон СГ-32 выдержали перегрузки и остались в работоспособном состоянии.

Данные по ожидаемым и измеренным перегрузкам на поверхности грунта и на платформах фургонов СГ112А1 и регистрирующей станции "Корртекс" приводятся в таблицах 3.2 и 3.3.


Таблица 3.2
Параметры движения грунта на рабочей площадке советского трейлера и на платформе СГП2А1
 Ожидаемое (макс.)Измеренное
Скорость грунта, м/с21,5
Ускорение вниз, g87
Скорость на раме СП 12А1, м/с-1,9
Ускорение вниз, g42,8

Таблица 3.3
Параметры движения грунта на рабочей площадке и раме американского трейлера
 Ожидаемое (макс.)Измеренное
Скорость грунта, м/с43,5
Ускорение вниз, g3022
Скорость на раме АК «Корртекс», м/с-3,9
Ускорение вниз, g48,3

Боевая скважина располагалась в 4 км от контрольного пункта автоматики, на котором находились специалисты, участвующие в эксперименте, и приглашенные лица: делегации сторон, руководство, пресса.

Самым большим впечатлением для наших специалистов в Неваде была неподвижность почвы под ногами после того, как мы увидели на телевизионных мониторах всколыхнувшуюся землю в районе испытания. Конечно, там командный пункт, где мы находились, был заметно дальше, чем на наших полигонах: 40-50 км, а не 3-5-10 км, как у нас. Однако при этом не шелохнулась вода в стакане, который заранее специально был поставлен на бетонный пол. На Семипалатинском же полигоне даже в городке на берегу Иртыша она выплескивалась из стакана, колебались люстры. Для нас это было самым наглядным подтверждением благоприятности условий Невады для подземных испытаний.

На Семипалатинском полигоне вслед за командой "ноль" земля начала стремительно подниматься над приустьевой площадкой широким куполом, от которого навстречу нам, склоняя стебли травы, неотвратимо, но едва уловимо сознанием понеслась волна. Взрыв жестко рванул землю под ногами. Она затрепетала, в течение нескольких секунд возвращалась к своему положению, тревожно громыхая и гудя. Купол, вздыбившись, через 2-3 секунды осел. Необычный гул, исходящий из земных твердынь, наполнил всю округу. Облако пыли стремительно начало подниматься на месте опавшего купола там, где земля была прорезана уходящей вглубь скважиной. Постепенно все стало принимать свои прежние очертания, чем-то неуловимым отличающиеся от предшествующих. Облако растаяло.

Этот напряженный сценарий был своеобразным кульминационным аккордом, возвестившим развязку уникального эксперимента. Было ощущение правильности всех явлений, событий и действий. И уже первые данные обработки, которая началась сразу же после взрыва, подтвердили эти ожидания.

Можно было также воочию убедиться в надежности проведения аналогичных испытаний. Отсутствовало всякое истечение радиоактивных продуктов. Сразу же после опыта была предоставлена возможность посетить приустьевую площадку боевой скважины. Здесь же, на площадке пункта автоматики, была проведена пресс-конференция - явление, небывалое в истории советских испытаний.

<< НазадДалее >>